Фигуры простого пилотажа
Вираж Вираж - фигура пилотажа, при выполнении которой летательный инструмент разворачивается на 360° в горизонтальной плоскости с постоянным или переменным радиусом кривизны. Часть виража называется разворотом.
Вираж с креном до 45° называется мелким, а с креном более 45° — глубоким.
Правильный вираж — вираж, выполняемый с постоянными скоростью и углом крена без скольжения.
Вираж, предельный по тяге, - правильный вираж, выполняемый при максимальной тяге (на форсаже) на заданной скорости.
Форсированный вираж - вираж, выполняемый c уменьшением скорости и радиуса кривизны траектории.
Вираж, предельный по перегрузке, - вираж, выполняемый при предельно допустимой (располагаемой) перегрузке.
По технике пилотирования вираж является одной из наиболее сложных фигур пилотажа, так как его выполнение предъявляет повышенные требования к объему и порядку переключения внимания, к скорости переработки информации об одновременно изменяющихся параметрах полета, к точности и координации отклонений рулей.
Горизонтальная восьмерка Горизонтальная восьмёрка представляет собой замкнутую траекторию в горизонтальной плоскости, комбинацию двух виражей, правого и левого без потери и без набора высоты.
Восьмёрка выполняется также как и вираж. При выполнении правого виража скорость должна быть меньше, чем при выполнении левого виража. В конечном итоге это зависит от способностей летательного инструмента.
Спираль Спираль - фигура пилотажа, при выполнении которой летательный инструмент движется на эксплуатационных углах атаки по спиральной траектории с набором высоты (восходящая спираль) или со снижением (нисходящая спираль).
Спираль с креном до 45° называется мелкой, а с креном более 45° — глубокой.
Тангаж и пикирование Тангаж (фр. tangage — килевая качка), поворот или раскачивание летательного аппарата вокруг поперечной горизонтальной оси [1] (когда нос опускается вниз, или поднимается вверх).
Угол этого вращения называется углом тангажа. Это один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), соответствующих трём углам Эйлера, которые задают наклон летательного средства относительно его центра. По отношению к морским судам используется термин «дифферент» с таким же значением.
В авиации различают тангаж с увеличением угла (когда нос поднимается вверх) — кабрирование и тангаж с уменьшением угла (когда нос опускается вниз) — пикирование.
Пикирование - фигура пилотажа, при выполнении которой летательный инструмент снижается с постоянным углом наклона траектории.
Пикирование с углом наклона траектории до 30° называется пологим, с углом более 30° - крутым и с углом, близким к 90° - отвесным.
Пикирование применяется в основном при атаке наземных целей, а также при необходимости быстро потерять высоту полета и набрать скорость. Иногда пикирование применяется для отрыва от противника. В некоторых случаях пикирование применяется как противозенитный маневр.
Пикирование состоит из трех элементов:
• ввода,
• прямолинейного участка (собственно пикирования)
• вывода.
Горка Горка - фигура пилотажа, при выполнении которой летательный инструмент набирает высоту с постоянным углом наклона траектории.
Горка с углом наклона траектории до 30° называется пологой, с углом более 30° - крутой.
Боевой разворот Боевой разворот — фигура пилотажа, при выполнении которой летательный инструмент энергично набирает высоту с одновременным разворотом на 180° или на заданный угол.
Иногда боевой разворот определяют как разворот на 180° в минимальное время с максимальным набором высоты. Последнее определение неправильно, так как максимальный набор высоты можно получить при медленном развороте с малым креном, и, наоборот, минимальное время получается при движении по траектории, напоминающей форсированный разворот в горизонтальной плоскости (сначала с небольшим набором, а затем со снижением).
Боевой разворот может выполняться самыми разнообразными способами:
• в виде форсированного разворота с набором,
• в виде части витка восходящей спирали (с различными углами набора и крена),
• в виде косой полупетли (с различными углами наклона ее плоскости),
• в виде сочетания восходящей спирали с косой полупетлей и т. д.
Боевой разворот в полном соответствии со своим названием является самой распространенной фигурой при боевом маневрировании, с помощью которой можно осуществить:
• выход в начальную точку ввода в пикирование
• выход из атаки наземной цели, выполняемый для отхода или построения маневра повторной атаки;
• атаку воздушной цели, идущей с превышением на встречных или встречно пересекающихся курсах;
• выход из атаки воздушной цели, выполняемый для отхода или построения маневра повторной атаки;
• противозенитный маневр;
• выход из-под атаки противника.
Штопор Што́пор— особый, критический режим полёта летательного инструмента, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом летательный инструмент переходит на режим самовращения (авторотации).
Классификация штопора Штопор подразделяется по виду: • нормальный (прямой) (летательный инструмент движется на положительных углах атаки)
• перевёрнутый (обратный) (летательный инструмент движется на отрицательных углах атаки)
по углу наклона продольной оси летательного инструмента к горизонту: • крутой (50-90°)
• пологий (30-50°)
• плоский (<30°)
по направлению движения летательного инстумента: • левый штопор (вращение против часовой стрелки)
• правый штопор (вращение по часовой стрелке)
по степени изменения средних параметров движения летательного инстумента в штопоре от витка к витку: • установившийся (устойчивый) (параметры практически неизменны)
• неустановившийся (неустойчивый) (параметры изменяются)
по характеру изменения параметров движения летательного инструмента в процессе выполнения одного витка: • равномерный (все параметры движения летательного инструмента в режиме близки к своим средним значениям, изменение по времени угловых скоростей, углов атаки и скольжения небольшие)
• колебательный штопор — параметры движения летательного инструмента изменяются значительно
Летательный инструмент может войти в штопор произвольно из-за ошибки игрока, допущенной при пилотировании, или может быть введён преднамеренно для ознакомления игрока с особенностями поведения летательного инструмента на штопоре и обучения технике ввода и вывода из штопора.
Существует несколько методов вывода летательного инструмента из штопора, в зависимости от модели инструмента и от типа штопора. Общий принцип всех методов: остановить вращение, увеличить скорость, восстановить эффективность рулей.